В чем секрет успеха самой популярной игры в мире

Космическая скорость, с которой серия Angry Birds захватывает мир, мало поддается объяснению – вроде бы простая аркада, выполненная в формате «захват форта», словно страшный вирус накрыла всю планету. Количество скачиваний давно перевалило за миллиард! Про Angry Birds знают почти все – от бывшего президента Медведева, до простецкого парня в метро, сидящего рядом с вами. Финны куют железо, пока горячо – многочисленная продукция под маркой Angry Birds продается не хуже, чем игрушки по мотивам «Звездных войн».

Так в чем же секрет, как простым парням из Финляндии удалось взбаламутить целый мир? Над этим почти шекспировским вопросом уже давно ломают голову бизнесмены, аналитики и простые поклонники «пташек». iНЕДЕЛЯ решила внести свой скромный вклад в разгадку вселенского ребуса.

Мы попытаемся вывести свою формулу скандинавского успеха, разобрать на «винтики» все значимые элементы. Если вам интересно, как же простая аркада с обильным количеством клювов и перьев дощебеталась до сотрудничества с могущественной Lucas Arts – добро пожаловать!

ПРОСТОТА И ПОНЯТНОСТЬ…

Первый ключ к массовому признанию – понятность. Продукт должен быть интуитивно простым, чтобы неподготовленный пользователь сразу понимал, как эта штука работает. В этом плане Angry Birds исполнена на отлично – есть рогатка, есть птица, есть свиньи, до которых надо добраться. Подобная механика сработала уже в сотнях других мобильных игр – значит, игрок знает что делать. Сюжетная завязка буквально двумя слайдами вводит в курс дела: свиньи украли яйца, птицы идут отбивать – элемент предлагаемых обстоятельств работает идеально. У пользователя никаких вопросов.

Однако на одной доступности далеко не уедешь – мало ли было простых игр для телефонов? Очень важно правильно подобрать свою аудиторию – и здесь уже требуется небольшой экскурс в историю.

Первая Angry Birds вышла для iPhone в 2009 году – как раз, когда гаджет прочно укрепился на рынке, обзавелся собственной фанатской базой и – главное – своим стилем. Rovio оставалось попасть в этот образ, подобрать визуальные ассоциации. Яркое, смешное красочное зрелище пикирующих птиц, сопровожденное отличным звуком, стало идеальным продолжением iPhone. Телефону остро требовалась наглядная витрина – в эту роль пытались насильно вставить Infinity Blade, но не вышло – Angry Birds сама вписалась в пустую нишу.

МНОГОГРАННОСТЬ…

Завоевав признание у определенной публики, Rovio оставалось перекинуть мостик ко всем остальным категориям граждан. Из этого могло бы ничего не выйти, если бы не общая тенденция к мобильным развлечениям. Телефоны наконец-то научились воспроизводить игры без лишних проблем, а люди наконец-то научились этим пользоваться. Образовался новый механизм потребления: запустить игру пока, натурально, едешь на эскалаторе в метро – нажать пару кнопок, увидеть результат на экране, потом положить телефон в карман и сесть в вагон поезда.

В эту схему удачно легла Angry Birds – здесь одним нажатием можно разрушить многоэтажные конструкции; отдача перевешивает вложенные усилия на несколько порядков. Игра, не требуя много внимания, все же не держала пользователя за дебила (еще одна распространенная ошибка) – Angry Birds бросала вызов, не гнушаясь щелкать по носу. На фоне остальных одноклеточных проектов, наводнивших App Store и аналогичные сервисы, продукт Rovio удивлял многогранностью – вроде, только что без проблем прошел уровень, а теперь застрял – и никакая монетизация не поможет.

… И СВЯЗЬ С ПРИРОДОЙ

Но обилие вариантов и возможностей заставляло двигаться дальше – и это очень важно: у игры не было единственно верного пути. Можно было совершенно случайно пустить птицу в небеса и выиграть, получив максимальный балл. Что коллективному бессознательному нравится элемент случайности, стало понятно еще очень давно – с расцвета серии Worms. Angry Birds же этот элемент выкрутила на полную катушку, но и не забыла добавить щепотку традиционных чопорных аркад, вечно правящих балом на мобильных платформах. Фактически, игра и стала аналогом Zuma или «Змейки», только с динамитными шашками вместо шариков.

Ко всему прочему, осознанно или нет, Rovio разложили свой проект согласно реальным иерархическим делением всего живого в природе. Птицы и свиньи – эти две группы не только делятся между собой, но и внутри себя. Свиньи, например, варьируются от самых простых до коронованных. С птицами все еще интереснее – у каждой свой цветокод, комплекция и характер. Если огромные красные летуны просто уничтожают все вокруг себя, то самые маленькие предпочитают созидать: делятся на три.

Довольно логичный шаг, учитывая, что в животном мире крупные особи сторонятся компании, а мелкие живут стаями – и, заметьте, ни те, ни другие не смогут выжить друг без друга – в природе все взаимосвязано. Так и здесь – пока одни таранят в лоб вражеские конструкции, другие точечно бомбардируют. Angry Birds по-новому рассказывает вечную историю о взаимовыручке и метафизической связи всего сущного – и, судя по тому, сколько людей откликнулось, историю эту все понимают…

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Не станем, впрочем, утверждать, что наша формула точна на 100 процентов – может статься, успех кроется в других, не замеченных нами, материях. В конце концов, Rovio посчастливилось выковать философский камень современности – все, к чему бы ни прикасалось магическое пернатое крыло, превращается в золото. Такая удача дается раз в четверть века. И пусть рынок уже заполонили тысячи подражателей – им никогда не догнать Rovio. Тут нужна особая химия.

Обзор последней версии игры читайте в  рубрике «Игры»

НУ И НУ

ANGRY BIRDS ПОМАГАЕТ ВЫЖИВАТЬ

Если вы попали под природную катастрофу и не знаете, что делать, главное – не отчаиваться. А еще можно… поиграть в Angry Birds.

Во всяком случае, именно так поступил 42-летний Дэвид Хитерли. Ранним воскресным утром он отправился в горы, чтобы запечатлеть живописные виды на фото. Однако, в самый неподходящий момент разыгралась вьюга и его машина оказалась отрезанной от внешнего мира. Сотовая связь не работала, и Дэвид решил смиренно ожидать помощи – а пока она идет, пленник ел вяленое мясо, слушал христианскую радиостанцию и играл в Angry Birds.

«Игра помогла мне сохранять разум в покое, не давала сойти с ума» – позже заявил Дэвид. Проведя три дня в машине, он заметил, что вьюга утихла – и направился к ближайшему жилому дому, который нашел всего через несколько километров. Там ему оказали помощь, а вызванные спецслужбы вытащили автомобиль.

ПОДРАЖАТЕЛИ

Феномен «птичек» спровоцировал целую волну подражателей – неопытным разработчикам кажется, что стоит им сделать что-то подобное, как с неба тут же упадет нефтяная вышка. Конечно, ни один из клонов Angry Birds по популярности и не приблизилась к оригиналу, но есть и приличные представители. Если все части уже пройдены вдоль и поперек, задумайтесь о временной альтернативе – пока не выйдет новая Angry Birds.

Angry Animal

В этой игре птицы заменены на различных животных, а свиньи больше напоминают круглых циклопов. В основном – то же самое. Игра бесплатна и запускается в браузере.

Siege Hero

Здесь уклон в сторону осады замков: большими камнями вы сбиваете причудливые сооружения, за которыми спрятались викинги.

Catapult King

Тут замок тоже стоит во главе угла. Но игра отличается от аналогов углом обзора: катапульта прямо перед вашими глазами, а графика трехмерная. Возможно, лучшая замена «пернатым».

Pudding Strike

Версия Angry Birds специально для чревоугодников: в главных ролях пироги, желе, а здания построены из сладостей. Если не обращать внимания на странное звуковое сопровождение – игра затягивает.

 ТОЛЬКО ЦИФРЫ

После попадания в AppStore, Angry Birds не стали долго томить своих создателей и за первые два месяца разошлись тиражом в два миллиона скачиваний. Дальше успех рос согласно геометрической прогрессии: первый год – 50 миллионов, второй – 250. Сейчас количество скачиваний всех игр серии перевалило за миллиард – сколько это в денежном отношении, можно узнать, проследив финансовые отчеты разработчика игра Rovio. Совокупный доход компании за 2011 год составил 100 миллионов долларов – в то время как в 2010 году были «жалкие» 10 миллионов.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ САУНДТРЕКА

Несомненно, своим успехом Angry Birdsв немалой степени обязана музыке – сейчас саундтрек живет отдельной жизнью, неплохо продаваясь в iTunes. Правда, запоминающейся мелодии могло и не быть, ведь она родилась совершенно случайно, благодаря – и это не шутка! – уткам.

Мало кому тогда известный гражданин Финляндии Ари Пулккинен, умиротворенно писал музыку в тихом доме, расположенном вдали от города. Получив заказ на саундтрек для Angry Birds, композитор быстро нащупал нить мелодии, но дальше не мог продвинуться. Тогда он решил сделать небольшой перерыв – сходил на озеро, взял лодку и поплыл сквозь водную гладь. По счастью, рядом кружилась стая уток – услышав их кряканье, Ари сразу понял, какую музыку надо писать.

ROVIO ДО ЭРЫ «ПТИЧЕК»

Многие уверены, что «Angry Birds»создавалась в формате «стартапа» – это когда группа людей по вечерам собирается в гараже и что-то там ваяет. На самом деле, до своего главного успеха, Rovio выпустили целых 50 игр – и не все из них были замечены хоть кем-то.

Финны долго шли к успеху, выпуская порты известных игр для Nokia и выигрывая студенческие конкурсы – хоть их студия тогда насчитывала 12 работников, которые не идут ни в какое сравнение с нынешней армией из 300 специалистов. А потом появились «птички»…

– Мы просто долго трудились – я верил, что когда-нибудь праздник будет и на нашей улице. Концепция Angry Birds родилась не случайно – мы тщательно изучали AppStore, смотрели, какие проекты выстрелили, а какие уплыли на дно. Мы стремились к понятности и оригинальности – таким образом, появилась простая идея. Птиц додумали уже потом, зато в качестве злодеев специально выбрали свиней – их же никто не любит, – рас крыл секрет успеха президент компании Питер Вастербака.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

– Мы хотели создать игру, которая подошла бы каждому. Мы сделали ее очень простой, это игра, которая легко цепляет человека, но потом от нее очень сложно отказаться.

Создание «птичек» – творческий процесс, который занял несколько месяцев, мы не сели и сразу придумали игру. Потом Никлас Хед, один из основателей Rovio и главный исполнительный директор, показал ее своей маме.

Мы ничего не потратили на рекламу. Тут сработало сарафанное радио, да и само название наталкивало на вопрос: «Почему птицы злые?». Люди говорили об Angry Birds. У вас может быть великолепная, хорошая игра, но таким же у вас должен быть и маркетинг. Поэтому недостаточно создать хороший товар, вы должны уметь рассказать о нем, подать его. У нас не было миллионов долларов на рекламу, поэтому мы рассказывали об игре на сайте, в блогах, в «Твиттере», Facebook. На рекламу мы не тратились.

Сейчас в Angry Birds играют все – от детей двух лет до их бабушек и дедушек. Мы рады, что видим «птичек» почти везде. Наша цель – это каждый человек.

Питер ВАСТЕРБАКА, президент компании Rovio в интервью «Газета.ru»


Добавить комментарий

Яндекс.Метрика